Свято-Троицкий храм

 

Почти 130 лет стоит на высоком берегу Камы Свято-Троицкий храм. Что значит для Прикамья этот храм, неразрывно связанный с именем Святого преподобного Трифона?

Именно отсюда еще в XVI веке семена христианской веры начали распространяться по Прикамью. Это было началом новой истории края, приобщением к глубочайшей духовной традиции.

В годы советской власти многие монастыри и храмы были закрыты, безжалостно разграблены и варварски разрушены.

Сбивались с куполов кресты, церкви стояли обезглавленные, уничтожались бесценные росписи, иконы и книги, разворовывалась церковная утварь. Сама память о святых и их подвигах, историческая память страны уничтожалась. Бесчестным преследованиям подверглись верующие и священнослужители.

В страшном для России 1937 году Свято-Троицкий храм в Нижних Муллах был закрыт. Здание храма новые власти использовали для разных хозяйственных нужд. В годы Великой Отечественной войны здесь работала табачная фабрика.

После войны в церкви расположили склад совхоза «Большевик» А с 1982 года здание и вовсе пустовало. Опустевшее и осиротевшее, оно было видно издалека – как живой укор беспамятности и беззаконию.

Иконостас и фрески, украшавшие стены и высокие своды летнего храма, частично сохранялись до конца 80-х годов, но потом были уничтожены пожаром. Огонь оказался не только символом разрушения, но и очищения. После пожара власти передали здание Свято-Троицкого храма Пермской епархии. В 1989 году храм был открыт для прихожан. Но все хорошо понимали, что после долгих лет заброшенности и бесхозяйности разрушающемуся зданию храма необходимы ремонт и реставрация.  По сути, предстояло поднять храм практически из руин. 

Сегодня свято-Троицкий храм восстает к былой славе и величию благодаря усилиям Пермской епархии и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорсинтез».

Первый большой объем восстановительных работ был выполнен еще в начале 90-х годов прошлого века.

С просьбой о срочной помощи прихожане обратились к тогдашнему генеральному директору предприятия Вениамину Платоновичу Сухареву. Но речь пока не шла о реставрации. Задача была одна: предотвратить дальнейшее разрушение храма, выполнив комплекс противоаварийных работ.

Вторая большая глава в истории возрождения храма началась в 2004 году. Прихожане храма повторно обратились к руководству предприятия, рассказав о том, как ветшает храм. Новый генеральный директор предприятия Владимир Юрьевич Жуков, как и его предшественник, не остался равнодушным к просьбам о помощи.

Основополагающим принципом по восстановлению храма стало стремление сделать все на самом высоком современном уровне, применить новейшие разработки и технологии реставрации старинных зданий, разработанные в России и Европе.

Для реставрации стен была использована штукатурка особого состава, специально заказная в Германии, где давно существуют методики реставрации старинных зданий. Эта штукатурка является уже готовым грунтом и позволяет прямо по ней, без дополнительной обработки, наносить на стены роспись. Воссоздать в Свято-Троицком храме стилистику и атмосферу  XVI века, времени Трифона Вятского, помогает новый иконостас, сделанный по образцам той эпохи. Иконостас украшен золотом и художественной эмалью. Все иконы в нем написаны в стилистике школы преподобного Андрея Рублева, самого знаменитого русского иконописца.

В стиле XVI столетия выполнен и пол храма. Светлые, гладкие каменные плиты, из которого выложен простой и изящный рисунок, дают зрительное ощущение легкости и воздушности. Традиции эпохи преподобного Трифона Вятского выдержаны и в драгоценной церковной утвари, заказанной для храма на заводе «Софрино» Московской Патриархии.

Новый величественный облик Свято-Троицкого храма – результат  объединенных и целенаправленных усилий, щедрости и знаний, сочетания давних традиций и смелого новаторства, применяя лучших мировых реставрационных и архитектурных технологий и опыта ведущих специалистов.

Комплекс работ по восстановлению таких сооружений – процесс длительный, рассчитанный на несколько лет.

Многое сделано, многое еще предстоит сделать.

 

Из жития преподобного

Трифона, Вятского Чудотворца

 

Святой преподобный Трифон родился в 1546 году на русском севере, в архангельском селе Малая Немнюшка. Он был младшим сыном в большой зажиточной крестьянской семье Дмитрия и Пелагеи Подвизаевых. При крещении получил он имя Трофим. Рано почувствов влечение к иноческой жизни, в 18 лет он покинул дом и пустился странствовать по Северу.

В 1571 году Трофим поселился в Орле-городке на Каме. Здесь почти год вел он жизнь юродивого, ночуя на церковной паперти и собирая милостыню. Как-то зимой, когда блаженный шел по берегу реки, строгановские приказчики, потехи ради, столкнули его вниз. Трофим упал и был полностью погребен под снегом. Приказчики испугались, что он погибнет, и откопали его. Они попросили прощения и тотчас его получили. Отряхивая с Трофима снег, приказчики дивились его терпению и кротости.

Об этом случае стало известно Якову Аникее-вичу Строганову. В это время на руках Якова Аникеевича умирал его единственный пятнадцатилетний сын Максим. Братья Строгановы, сами знатоки-травники, не могли вылечить юношу. Яков Аникеевич попросил Трофима помолиться об исцелении его сына. Трофим исполнил его просьбу — и Максим пошел на поправку. Строгановы были благодарны Трофиму за совершенное им чудо. С их позволения 22-летний Трофим пришел в Пыскорский монастырь под Соликамском, построенный Аникой Строгановым в 1560 году. Здесь Трофим принял монашество с именем Трифон.

С рвением выполнял Трифон монашеские послушания. После церковной службы он трудился там, куда его посылали — носил дрова, сучил свечи, ходил за больными, был поваром и хлебопеком, а также сделался незаменимым мастером соляных дел. Желая еще больших тягот. Трифон ночами выходил из кельи и стоял, читая молитвы, отдавая себя на съедение гнусу. От суровых послушаний и добровольных подвигов он тяжело заболел. Однажды он впал в забытье, и ему явился Николай Чудотворец. «Встань и ходи!» — повелел он больному и благословил его крестом.

Выздоровев, Трифон усилил свои подвиги и обрел дар пророчества. Исцеления, совершаемые им, привлекали к нему многих окрестных жителей. Но среди монастырской братии все это породило зависть и злословие. Не желая раздора среди братии. Трифон покинул Пыскорскую обитель. В маленькой лодочке он спустился вниз по Каме на 150 верст до Гляденовской горы и устья речки Мулянки. Место, где следует выйти на берег, было ему указано свыше. Сюда против течения реки пять верст пронесли лодочку Трифона волны. Выкопав себе пещеру, Трифон начал в этом месте жизнь пустынника и подвижника.

Почти две тысячи лет Гляденовская гора была капищем. Там росла огромная ель, которую украшали подвески из серебра и золота, остяки подносили ей лучшие части добычи, кожи, меха. Дерево считалось неприкосновенной святыней. Трифон срубил и сжег ритуальную ель и разорил языческое святилище. По преданию, дерево это было настолько громадным, что на его пне свободно могли развернуться сани.

Узнав, что ель срублена, а отшельник не претерпел никакого вреда, остяки воскликнули: «Велик Бог христианский!». Они не решились причинить пустыннику вреда, но все же долго не могли простить ему уничтожения своего святилища. В то лето на Каме бушевал черемисский бунт, восставшие шли вверх по Каме на строгановские земли. Остяки и вогулы побоялись, что Трифон укажет черемисам их жилища, и явились его убить. Но келья и монах стали для них невидимы. С той поры местные жители начали почитать пустынника и прислушиваться к проповедям Трифона. Вскоре Трифона разыскал строгановский приказчик Моисеев. На соляном промысле Пыскорского монастыря иссякли колодцы с рассолом. И тогда настоятель обратился к приказчику Строганова с просьбой послать нарочного за преподобным. Вернувшись в Пыскор, Трифон после молитвы обошел промысел, осмотрел скважины, солепроводы. показал, где надобно их чистить, и когда закончили все работы, колодцы вновь дали рассол. Иноки покаялись перед Трифоном, и он ненадолго остался в монастыре.

Затем Трифон обратился к Строгановым, и те позволили ему поселиться на Чусовой, в вотчине спасенного им некогда Максима Строганова. На горе, на правом берегу реки Трифон выстроил келью. Слух о святом человеке вскоре распространился, к пустыннику начали приходить жители окрестных деревень за благословением, некоторые решились разделить жизнь преподобного и принять монашество. От кельи Трифона и пошел Успенский мужской монастырь, третий после Чердынского и Пыскорского на Урале. На этом месте Трифон прожил около десяти лет. В 1573 году по молитве Трифона сибирский царевич Маметкул. совершавший набег на уральские земли, повернул прочь, не дойдя четыре версты до Чусовского городка. Очевидно, именно Трифон служил молебен для уходящей в Сибирь дружины Ермака.

Но случилось несчастье. Трифон и его помощники расширяли пашню, по обычаю того времени, выжигая лес. Неожиданно налетевший ветер разнес пламя, и пожар охватил штабеля дров, заготовленных для строгановских соляных варниц, — весь огромный их запас сгорел. Дровосеки схватили Трифона и сбросили его с крутого берега реки. К счастью, он остался жив и. видя за собой погоню, сел в лодку и переплыл на другой берег.

Максим Строганов за спаленные дрова приказал посадить преподобного в яму на цепь. Услышав этот приказ. Трифон предрек Максиму Строганову, что вскоре ему самому придется сидеть так же. Действительно, через четыре дня явились московские гонцы и посадили Максима на цепь рядом с Трифоном. На Строганова, получив на него донос, наложил опалу царь Иоанн Грозный. Максим, оказавшись рядом с Трифоном, тотчас велел снять с подвижника оковы, а Трифона просил молиться об его освобождении, но навсегда покинуть его вотчины. Трифон вынужден был уйти с Чусовой, но оставил здесь своего ученика инока Иону. Преподобный отправился в Чердынскии монастырь, где пребывал его духовник, бывший настоятель Пыскорского монастыря игумен Варлаам. получил его благословение и, навсегда покинув пермские земли, ушел в вятские пределы, где тогда еще не было ни одного монастыря.

В 1579 году блаженный Трифон пришел на реку Вятку. Здесь он основал три монастыря — Слободской. Богоявленский и Хлыновский Успенский. Он много странствовал, бывал в Соль-вычегодске. на Соловецких островах, в Москве. Трифон собирал на свой монастырь милостыню, поклонялся святым местам, беседовал с церковными иерархами.

Святой преподобный Трифон Вятский отошел в вечность 8 октября 1613 года. Ежегодно 21 октября, в день памяти святого, в храмах всея Руси поется акафист — особенное хвалебное песнопение преподобному Трифону.

 

 

 

Источник: книга «Свято-троицкий храм Земля Преподобного Трифона»